Почему люди продолжают умирать от туберкулеза

Фтизис – это название, которое дал туберкулезу Гиппократ. В переводе с греческого оно означает увядание. Величайшие врачи разных эпох изучали и разрабатывали методы борьбы с туберкулезом. И не раз казалось, что лекарство было найдено, но… люди и сейчас продолжают умирать от этой болезни.

Туберкулез вызывает инфекция Mycobacterium tuberculosis, которая может поразить любой орган человеческого тела. Предполагается, что род Mycobacterium возник более 150 миллионов лет назад, а 20–15 тысяч лет назад впервые мог появиться общий предок современных штаммов этих бактерий, поскольку признаки туберкулеза были обнаружены у древних людей и даже у мумий египетских фараонов. 

В Древней Греции туберкулез был уже хорошо известен. Гиппократ даже дал название этой болезни – фтизис, что в переводе означает «увядание». Великий ученый описал это заболевание как смертельное, особенно для молодых людей, точно определяя его симптомы и характерные туберкулезные поражения легких. Однако он ошибочно считал, что легочный фтизис был наследственной болезнью, а не инфекционной. 

Другой греческий ученый Гелен – личный врач римского императора Марка Аврелия – в 174 году н. э. уже предполагал, что туберкулез заразен, и предостерегал от тесного контакта с больными людьми. В качестве методов лечения этой болезни он рекомендовал свежий воздух, молоко и морские путешествия. 

В Средневековье поражение туберкулезными бактериями кожи, слизистых, лимфоузлов назвали «золотухой». Эту болезнь считали «королевской хворью» и советовали лечить прикосновением к больному королевской особы. 

В XIX веке Европу и Северную Америку поглотила эпидемия туберкулеза. Эта болезнь стала причиной каждого четвертого случая смерти. Виной тому была промышленная революция с крайне тяжелыми условиями труда, перенаселением городов, антисанитарией, недоеданием – эти факторы и спровоцировали быстрое распространение заболевания. 

Из-за крайней анемии и бледности людей, страдающих от туберкулеза, эту болезнь стали называть «белой чумой». В это же время появляются термины «туберкулез» и «чахотка».

Многоликий и ужасный

В начале XIX века все еще велись широкие научные дискуссии о различных теориях происхождения фтизиса – ученые пытались выяснить природу этого заболевания: инфекционное оно или наследственное, либо же это вообще форма рака. С другой стороны, шел спор о том, чем на самом деле являются золотуха, туберкулез легких и туберкулез костей: отдельными болезнями или проявлениями одной и той же.

РОМАНТИЧЕСКИЙ УБИЙЦА МОЛОДЫХ

Пока врачи бились над методами лечения, в обществе ХІХ века эта болезнь стала романтизироваться. В первую очередь туберкулез легких поражал молодых людей, и его называли «убийца молодых». Меланхоличность, тонкая прозрачная кожа, блестящие «чахоточные» глаза даже вошли в моду. Абсолютно здоровые молодые люди стремились выглядеть именно так, а поэты и художники воспевали в своих произведениях «убийственную красоту».

Представители сентиментализма и романтизма Джордж Байрон, Эдгар Аллан По, Роберт Льюис Стивенсон и Эмили Бронте, многие из которых сами умерли от туберкулеза, стремились найти красоту в ужасе и тоске. Эдгар Аллан По описал свою молодую жену Вирджинию, у которой был туберкулез, как «деликатно, болезненно-ангельскую».  

Байрон однажды заявил: «Я хотел бы, я думаю, умереть от туберкулеза. Потому что тогда все женщины скажут: «Посмотри на этого бедного Байрона – как интересно он выглядит умирающим».

Героиня «Грозового перевала» Эмили Бронте также страдала от этой болезни. Писательница описывала ее как «довольно худую, но молодую, со свежей кожей, а ее глаза сверкали, как бриллианты». Сама Бронте, ее четыре сестры и брат умерли в молодом возрасте от туберкулеза. 

Французский писатель Александр Дюма вспоминал о 1820-х годах: «Это было модно – страдать от легких, плевать кровью после каждой сенсации и умереть до достижения тридцатилетнего возраста».

Современное понимание туберкулеза началось с трактата Рене Лаэннека. Этого ученого сегодня чаще всего вспоминают как изобретателя стетоскопа, хотя именно он прояснил патогенез туберкулеза и унифицировал концепцию заболевания легочного или внелегочного. Проводя вскрытия, Лаэннек выяснил, что Mycobacterium tuberculosis чаще всего поражает дыхательные пути, но также может инфицировать желудочно-кишечный тракт, кости, суставы, нервную систему, лимфатические узлы, мочеполовые пути и кожу.

       

Кох и его палочка

В 1865 году военный хирург Жан-Антуан Вильмен однозначно продемонстрировал инфекционную природу туберкулеза. Он сформулировал свою гипотезу, отмечая, что это заболевание чаще встречается среди солдат, которые долгое время находились в казармах.

Эксперименты Вильмена заключались в том, чтобы привить кролику «небольшое количество гнойной жидкости из туберкулезной полости», взятой у человека, умершего от туберкулеза. Спустя три месяца, у кролика после вскрытия был выявлен обширный туберкулез.

С этого момента начались попытки выявить возбудителя. Многие ученые трудились над данной проблемой, но в конце концов это удалось Роберту Коху. Он смог выделить туберкулезную палочку, которая была названа его именем. 

Роберт Кох представил этот необыкновенный результат Обществу физиологии в Берлине 24 марта 1882 года, а в 1905 году за свои научные достижения он был удостоен Нобелевской премии по медицине. 

В поисках лекарства

На волне открытия возбудителя Кох решил заняться и поиском лекарства. В 1890 году ученый сообщил, что выделил из туберкулезных палочек вещество, которое может обезвредить патогенные бактерии. Он назвал это вещество «туберкулином», и его инъекции быстро вошли в моду как средство от туберкулеза. Но лекарство оказалось неэффективным и, более того, опасным. Вводя это вещество себе, Кох заметил, что у него развивалась сильная реакция – слабость, лихорадка, повышение температуры тела до 39,6. Он пришел к выводу, что его туберкулин может быть полезен с диагностической точки зрения, и вскоре ветеринары из Дании стали тестировать им скот.

Пирке или Манту?

В 1907 году австрийский педиатр Клеменс Пирке, изучающий иммунную реакцию организма на различные аллергены, на прививке против оспы обнаружил, что повторная вакцинация дает относительно быструю реакцию (вакцинальную аллергию), затем убедился в подобной реакции на туберкулин у больных туберкулезом. Инфицированный организм отвечает на проникновение туберкулина в кожу характерным воспалением, тогда как на коже здорового человека такая реакция отсутствует. Он установил, что нормальная реакция на коже – не более 5 мм диаметром. Чтобы ввести небольшое количество разбавленного туберкулина подкожно, он использовал ланцет для маленького надреза, в который и вводил препарат.  

В отличие от него Чарльз Манту предложил свой метод – сделал общепринятым использование иглы и шприца для внутрикожного введения туберкулина.

!

С новой силой туберкулез вспыхнул в 90­е годы ХХ века, когда врачи ослабили контроль. Высокая смертность вернула туберкулез к статусу «белой чумы», как это было 150 лет назад.

 

Вакцина БЦЖ – панацея?

Туберкулез перестал считаться смертельно опасным заболеванием, когда микробиолог Альбер Кальметт и ветеринар Камиль Герен разработали во Франции в 1908–1921 годах первую вакцину на основе штамма ослабленной живой коровьей туберкулезной бациллы. Ее назвали БЦЖ – бацилла Кальметта–Герена.

Общественное признание вакцины проходило с трудом, в частности, из-за случавшихся трагедий. В Любеке 240 новорожденных были привиты в 10-дневном возрасте. Все они заболели туберкулезом, 77 из них умерли. Расследование показало, что вакцина была заражена вирулентным (неослабленным) штаммом, который хранился в том же инкубаторе. 

Это событие произошло почти 100 лет назад, но осложнения после введения данной вакцины возникают до сих пор. Вопрос о разработке новой эффективной и более безопасной вакцины стоит достаточно остро. Ученые работают над разными типами вакцин, однако на сегодняшний день готовой замены БЦЖ нет. 

Вакцина БЦЖ является обязательной для вакцинации новорожденных. И хотя она не может защитить человека во взрослом возрасте, предотвращает переход болезни из латентной в активную форму, а также защищает младенцев и маленьких детей от тяжелых форм туберкулеза, в частности, от туберкулезного менингита и генерализованного туберкулеза.

ПОМОЖЕТ СВЕЖИЙ ВОЗДУХ

Первым успешным методом борьбы с туберкулезом стало санаторно-курортное лечение. Доктор Герман Бремер в 1854 году основал учреждение в Герберсдорфе (Бавария, Германия), горном городке, расположенном в еловом лесу, чтобы лечить пациентов свежим воздухом и хорошим питанием. И такое лечение помогало если не выздороветь, то окрепнуть многим больным туберкулезом в течение следующих десятилетий. Кроме того, обособленное проживание пациентов было отличным способом ограничения распространения инфекции. И практика туберкулезных санаториев просуществовала еще полтора столетия в разных странах мира.

 

Антибиотики вступают в бой 

После открытия антибиотиков ученые направили свои усилия на создание препарата, способного справиться и с туберкулезной бактерией. 

В 1943 году американский биолог Селман Ваксман (который, кстати, был нашим земляком, он родился в Винницкой области) обнаружил соединение, действующее против M. tuberculosis, под названием стрептомицин. Соединение было впервые дано пациенту в ноябре 1949 года, и болезнь отступила. Однако позже оказалось, что она просто перешла в стадию ремиссии, а потом проявилась вновь. Кроме того, у туберкулезной палочки появилась резистентность к препарату. 

Только после разработки дополнительных противотуберкулезных препаратов, таких как парааминосалицилат (PAS) и гидразид изоникотиновой кислоты (INH), действительно эффективная терапия стала реальностью. 

К концу 1950-х годов наблюдалось, что если все три препарата были даны больным туберкулезом, то можно достичь показателей излечения от 80 до 90%. Тем не менее, побочные эффекты и токсичность были огромными и требовали 18–24 месяцев лечения.

В последующие десятилетия были созданы новые поколения лекарств, и в 1990 году излечение уже могло быть достигнуто через 6 месяцев. К сожалению, человеческая склонность к несоблюдению правил привела к повышению уровня устойчивости и к этим лекарствам. Когда пациенты принимали меньше предписанных доз, туберкулезные бациллы подвергались мутациям, которые затем делали их устойчивыми к лекарствам. 

Новая вспышка туберкулеза в 90-е годы ХХ века была связана с тем, что врачи и пациенты стали уделять меньше внимания этой болезни, поскольку казалось, что она отступила.  

В настоящее время туберкулез по-прежнему является серьезной проблемой, поэтому ученые упорно работают над комбинированной стратегией, основанной на совершенствовании лечения наркозависимости и ВИЧ, диагностических инструментов и методики профилактики, чтобы искоренить М. tuberculosis к 2050 году, как и было обещано Всемирной организацией здравоохранения.

 

Подробнее

Мнение специалиста

Подпишитесь на еженедельную рассылку наших новостей

Читают также

Случайная статья

Тромбоэмболия легочной артерии: на спасение жизни есть считанные минуты
От тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА) ежегодно умирает больше людей, чем от всех дорожно-транспортных происшествий, авиакатастроф, криминальных преступлений и национальных конфликтов, вместе взятых ...
[ читать далее ]
Load next