Мы уже 6 месяцев в пандемии. Эксперты предсказывают, что может быть через 12 месяцев
Пандемия коронавируса длится уже 6 месяцев. И пока, по словам ученых, вирус оказался гораздо более эффективным, чем большинство наших ответных мер. Что же будет через год после начала эпидемии?
Стивен Морс, эпидемиолог из Школы общественного здравоохранения Mailman Колумбийского университета, и Амеша Адалья из Центра безопасности здравоохранения при Университете Джонса Хопкинса дают прогнозы относительно следующих шести месяцев. Оба надеются, что к концу декабря мир будет лучше справляться с пандемией, пишет Business Insider.
Вакцина будет в наших руках
«Я очень неохотно что-либо прогнозирую, так как никогда не предполагал, что будет столько дезорганизации через шесть месяцев», – говорит Морс. Однако он оптимистично добавляет: «Я надеюсь, что к 30 декабря 2020 года у нас будет вакцина».
Предсказание Адальи очень похоже: «У нас будет представление об эффективности и безопасности вакцины». 16 ведущих вакцин-кандидатов уже проходят тестирование на людях в ходе клинических испытаний.
Пока наиболее многообещающей является вакцина, разработанная биотехнологической компанией Moderna, которая первой опубликовала ранние результаты, полученные после начала своего первого испытания на людях 16 марта. Moderna планирует начать испытание эффективности с участием 30 000 человек уже в июле. К январю 2021 года должны быть готовы сотни миллионов доз вакцины. Если это произойдет, это будет рекордный срок в истории создания вакцин.
Доктор Энтони Фаучи заявил Конгрессу 23 июня, что он «осторожно оптимистичен» и вакцина может появиться к «концу этого календарного года и началу 2021 года».
Хотя, по словам Адальи, более вероятно, что ранние дозы вакцины будут доступны для представителей групп повышенного риска и работников здравоохранения, а не для большинства населения.
Улучшение тестирования
Морс и Адалья также рассчитывают на то, что США и другие страны могут завершить год с большим количеством вариантов для тестирования на коронавирус. «Я надеюсь, что диагностические возможности улучшатся в ближайшие 6 месяцев, и, возможно, мы сможем даже получить представление о реальной распространенности вируса в сообществе, которое до сих пор ускользало от нас», – отмечает Морс.
Исследователи считают, что в настоящее время фактическое количество случаев намного больше, чем официальные подсчеты. Расширенное тестирование дало бы экспертам лучшее представление о том, сколько людей поражено вирусом.
Лечение
Пока нет никакого лечения от коронавируса или его симптомов. Наиболее перспективным препаратом является ремдесивир – противовирусное химическое вещество, одобренное Управлением по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (FDA) для экстренного применения 1 мая. Похоже, оно помогает больным, перенесшим коронавирус, быстрее выздоравливать. Клинические испытания также показали, что дексаметазон, широко распространенный дешевый стероид, может снизить смертность у тяжелобольных пациентов с COVID-19.
Адалья ожидает, что к декабрю все больше врачей будут использовать эти лекарства для лечения пациентов. Это может уменьшить страдания и спасти жизни. «Даже сейчас у экспертов больше инструментов для борьбы с коронавирусом, чем у нас в первые дни пандемии», – комментирует он.
Массовые блокировки остались в прошлом
По мере роста числа случаев заболевания во многих странах запланированные этапы процесса открытия откладываются. Но ни Морс, ни Адалья не думают, что всеобщий карантин вернется. Вместо этого, предположил Адалья, скорее всего, будут вводиться меры для «горячих точек» с индивидуальными ограничениями.
«Блокировки в марте и апреле были результатом того, что мы не знали, кто заразился, и руководство не имело другого выхода, кроме применения столь грубого инструмента», – заявляет он.
Коронавирус бросает вызов в 2021 году
По словам Морса, в то время как пандемия затягивается, люди теряют интерес к проблеме. «Что бы ни делал вирус, неизвестно, сможем ли мы поддерживать какой-либо интерес в течение еще шести месяцев. Соблюдение мер предосторожности, которые мы применяем сейчас, таких как социальное дистанцирование, маски, гигиена рук, значительно сокращает передачу, но с ходом времени люди все меньше прислушиваются к подобным советам», – объясняет он.
Адалья утверждает, что еще одной серьезной проблемой будет обеспечение того, чтобы достаточное количество людей получало вакцину, когда она станет широкодоступной.
«Если вакцина появится к 2021 году, ее распространение будет иметь решающее значение. Настало время для кампаний общественной информации о вакцине, поскольку сообщества, которые борются против вакцин, уже агитирует против нее», – заключает он. Согласно опубликованному в мае опросу, примерно каждый пятый американец заявил, что откажется от вакцины COVID-19, когда она станет доступной.
Мнение специалиста