Когда мы сможем почувствовать положительное влияние коллективного иммунитета на COVID-19
Известный вирусолог из Университета Кента рассказал о том, как коллективный иммунитет может повлиять на пандемию и объяснил, когда мы сможем почувствовать его положительное влияние.
Коллективный иммунитет часто опрелеляют как способ замедления распространения вируса. Первым о коллективном иммунитете сказал 13 марта сэр Патрик Валланс – главный научный советник правительства Великобритании. Он заявил, что для его выработки 60 процентов населения должны заразиться COVID-19.
Его комментарии вскоре подвергли критике. Более 500 ученых из британских университетов написали правительству, что стремление к коллективному иммунитету на данном этапе ставит под удар огромное количество человеческих жизней.
По оценкам, смертность от COVID-19 составляет около одного процента. То есть если 60 процентов населения заразятся (это около 40 миллионов людей в рамках Британии), то 1% – это сотни тысяч смертей.
Что такое коллективный иммунитет?
Коллективный иммунитет возникает, когда достаточно большое количество людей невосприимчивы к заболеванию. Это разрывает цепи передачи вируса. По мере того, как все больше людей становятся невосприимчивыми, инфицированные люди имеют меньше шансов передать болезнь, и распространение инфекции замедляется. Это обеспечивает косвенную форму защиты для тех, кто не имеет иммунитета.
Обычно люди становятся невосприимчивыми к конкретному заболеванию благодаря вакцинации. Но вакцины от коронавируса пока нет, поэтому коллективный иммунитет может быть достигнут только в том случае, если достаточное количество людей заразится и излечится, вырабатывая иммунитет к нему в процессе.
Все же подавляющее большинство стран не пошли по пути выработки коллективного иммунитета. Министерство здравоохранения и социальной защиты Великобритании говорит о том, что данный процесс сейчас не цель, а «естественный побочный продукт эпидемии».
Сегодня целью является спасение жизней, защита наиболее уязвимых и снятие давления на систему здравоохранения.
Откуда взялось число 60%?
Легкость распространения болезни – насколько она заразна – измеряется с помощью репродуктивного числа R0, которое представляет собой среднее число людей, которые, по мнению специалистов, заразятся от одного инфицированного человека. Для COVID-19 R0 в настоящее время оценивается в 2-3. Для сравнения, грипп имеет R0 1,3, а R0 кори достигает 18.
!
Доля населения, необходимая для создания коллективного иммунитета (порога иммунитета коллектива), рассчитывается по формуле: 1 – (1/R0). В случае с коронавирусом это составляет 60% (с использованием значения R0 2,5).
Можно ли уменьшить количество людей, которые заразятся?
Важно отметить, что заразность болезни – не постоянная величина. Могут быть предприняты меры, которые затрудняют распространение болезни (уменьшив значение R0), и это, в свою очередь, снижает порог коллективного иммунитета. Именно поэтому введен карантин, который сильно ограничивает количество контактов человека с человеком.
Насколько жесткие ограничения снизят R0, пока специалисты затрудняются сказать. Но ожидается, что он станет ниже уровня 1. Цель состоит в том, чтобы попытаться уменьшить передачу и минимизировать масштабы эпидемии.
Если это число будет оставаться низким в течение достаточно долгого времени, тогда порог коллективного иммунитета значительно упадет. То есть, для предотвращения распространения эпидемии будет достаточно гораздо меньшего количества переболевших, и эпидемия замедлится до полной остановки. Но сколько времени потребуется, чтобы достичь этой точки, предсказать сложно.
Сможет ли коллективный иммунитет остановить эпидемию?
Ученые считают, что даже после того, как коллективный иммунитет будет выработан, эпидемия не остановится внезапно, поскольку все еще будут инфицированные люди, вызывающие новые случаи заболевания. А значит, еще одна важная стратегия заключается в снижении числа инфицированных людей.
По словам доктора Джереми Россмана, почетного старшего преподавателя кафедры вирусологии в Университете Кента, в настоящее время существует три больших неизвестных в отношении коронавируса. И каждый из этих факторов будет влиять на заразность в будущем.
Прежде всего, еще неизвестно, зависит ли коронавирус от времени года, например, как грипп, или он будет вести себя одинаково в течение всего года. Если коронавирус предпочитает более холодную погоду (как грипп), то эпидемия может вспыхнуть снова в зимние месяцы.
Второе: неизвестно, как данный коронавирус будет мутировать. Вирусы, вызывающие грипп, постоянно мутируют, поэтому людям необходимы ежегодные прививки для защиты от наиболее распространенных штаммов в этом году.
«Вероятно, коронавирус мутирует медленнее, – говорит Россман, – но если он продолжит циркулировать, мы увидим изменения. Вопрос в том, какими будут эти изменения: вирус может стать еще более «хитрым» и начать более легко передаваться».
И в-третьих, мы не знаем, как долго те, кто заражен, сохраняют иммунитет. Например, некоторые другие вирусы из семейства коронавирусов обеспечивают иммунитет только в течение трех месяцев.
«Уже существуют доказательства краткосрочного иммунитета, – говорит Россман. – Но у нас просто нет данных, чтобы узнать, обеспечивает ли он долгосрочный иммунитет».
Россман считает, что скорее всего человек становится невосприимчивым к коронавирусу примерно на год или даже на два. Если это не так, то единственное, что сможет уберечь от заражения, – это вакцинация. А по самым смелым подсчетам, до ее массового производства пройдет не менее года.
Что делать сейчас?
На данный момент большинство ученых сходятся во мнении, что лучшие действия, которые могут предпринять правительства, – это информировать общественность, проводить тестирование людей и сокращать распространение, ограничивая социальные контакты.
Россман по-прежнему считает: есть шанс, что мы сможем контролировать эпидемию, прежде чем потребуется полная защита иммунитета от стада. «Отличный пример Китая: коллективный иммунитет не был выработан, но им удалось сдержать вспышку и предотвратить распространение новых случаев заражения среди населения. Если это сработало в Китае, то сработает и по всему миру. Это сложно, но возможно», – считает ученый.
Мнение специалиста