ВОЗ начала испытания четырех лекарств от COVID-19
Всемирная организация здравоохранения начала работать над программой Solidarity. Это беспрецедентное по масштабу исследование должно определить, насколько эффективно существующие препараты лечат COVID-19. Для анализа ученые объединят данные о тысячах пациентов из десятков стран.
По подсчетам специалистов, примерно 15% носителей вируса имеют в анамнезе хронические заболевания. Эти люди нуждаются в немедленной медицинской помощи. Поэтому было принято решение параллельно с разработкой новых лекарственных средств, на испытание которых могут уйти годы, найти возможность приспособить для борьбы с коронавирусом уже одобренные и безопасные препараты. В этот список включены препараты, прошедшие испытания и хорошо зарекомендовавшие себя в лечении двух прошлых разновидностей коронавируса: тяжелого острого респираторного синдрома (SARS) и Ближневосточного респираторного синдрома (MERS).
Эксперты предлагали для испытаний десятки существующих наименований лекарственных средств. ВОЗ выбрала из предложенного списка 4 наиболее перспективных: экспериментальный противовирусный препарат ремдесивир; два лекарства от малярии – хлорохин и гидроксихлорохил; комбинацию двух препаратов против ВИЧ – лопинавира и ритонавира; и ту же комбинацию плюс интерферон-бета.
Стать участником программы Solidarity, которую инициирует ВОЗ, может каждый, пишет Science. Если у человека подтвержден COVID-19, и он дает согласие на участие, врачи вводят его медицинские данные на сайт ВОЗ, включая любые факторы, меняющие течение заболевания, например, диабет или ВИЧ. Затем медики указывают, какие из препаратов доступны в их учреждении, и ВОЗ случайным образом назначает один из них больному.
Никакие дополнительные данные не требуются. Врачи в специально разработанной форме должны отметить день, когда пациент был выписан из больницы или умер, и его срок пребывания в лечебном учреждении, а также указать, требовалось ли проводить кислородную терапию или вентиляцию.
Программа не соответствует золотому стандарту двойных слепых испытаний, так что возможен эффект плацебо, но в данном случае ВОЗ пришлось пожертвовать научной строгостью ради скорости.
«Очень важно получить ответы быстро, чтобы попытаться понять, что работает, а что нет. Мы думаем, что рандомизированный эксперимент – лучший способ это сделать», – заявила Ана Мария Энао-Рестрепо, медицинский сотрудник ВОЗ.
Мнение специалиста