Ученые выяснили, почему одни отцы принимают большее участие в воспитании детей, чем другие
Практика воспитания влияет на молодое поколение на протяжении всей жизни. О том, что происходит в мозге матери во время беременности и после родов, известно многое. Однако о механизмах, лежащих в основе мужского участия в воспитании, не известно почти ничего.
Шведские исследователи из Каролинского института и Стокгольмского университета решили изучить эту проблему, используя любопытное несоответствие между стратегиями воспитания у крыс и у мышей. Эти виды во многом схожи, но кое-чем и отличаются. У крыс самка заботится о потомстве в одиночку, тогда как у мышей и самцы, и самки проявляют о нем одинаковую заботу.
Ученые смогли проследить эту межвидовую разницу до электрической активности в небольшой группе нервных клеток в гипоталамусе – древней части мозга, которая, помимо прочего, контролирует секрецию гормонов.
Эти так называемые клетки TIDA ритмично колеблются, но частота колебаний у самцов мышей в два раза выше, чем у крыс. Значение этого несоответствия ранее оставалось для исследователей загадкой. Теперь же они выяснили, что более быстрый ритм у мышей заставляет их клетки выделять меньше сигнального вещества – дофамина.
Это, в свою очередь, приводит к тому, что клетки TIDA у мышей-самцов высвобождают меньшее количество нейромедиатора дофамина, что обусловливает высокий уровень гормона пролактина. У самцов крыс эти соотношения были противоположными.
Пролактин вызывает изменения в физиологии и поведении матери у многих видов, включая человека. Однако до сих пор роль этого гормона у мужчин не была ясна. Исследователи обнаружили, что у мышей высокий уровень пролактина активирует области мозга, которые контролируют поведение родителей.
Это заставляет мышей-самцов проявлять отцовскую заботу о собственном потомстве: самец забирает своих детей, когда они блуждают, уносит их обратно в гнездо и следит за тем, чтобы им было тепло. Ни одно из этих отцовских проявлений не наблюдалось у самцов крыс, пока им не начали давать пролактин.
Но, что интересно, когда ученые давали пролактин самцам крыс, у которых не было потомства, этот гормон никак не влиял на их поведение. Только в опыте отцовства прием пролактина может приводить к такому результату, как «эффект отцовства».
Открытие того, что частота колебаний является определяющим фактором в поведении отца, удивило исследователей. Это также предполагает, что частота (высокая или низкая) может действовать как «термостат» для родительского поведения.
В этом исследовании ученые также смогли показать, что искусственное замедление клеток TIDA у мышей, чтобы соответствовать частоте у крыс, заставляет мышей-самцов терять интерес к своему потомству.
Остается определить, действуют ли аналогичные механизмы у людей – с учетом того, что компоненты, которые были идентифицированы в этой системе (как в головном мозге, так и в эндокринной системе), также обнаружены у человека. Полученные результаты определяют новые цели для изучения, которые позволили бы понять, что побуждает отцов проявлять родительский инстинкт.
Мнение специалиста