Откуда берутся дети?
Для многих пар диагноз «бесплодие» стал приговором к жизни, в которой никогда не зазвучит детский смех. Однако благодаря достижениям современной медицины в большинстве случаев супруги могут изменить ситуацию к лучшему и все же стать счастливыми родителями. О том, откуда же берутся дети у таких «особенных родителей», читайте в нашем интервью.
Врач-репродуктолог клиники ISIDA Светлана Турбанист
– Насколько актуальна сегодня проблема бесплодия?
– Начнем с определения понятия «бесплодие». Согласно «Руководству ВОЗ по стандартизованному обследованию и диагностике бесплодных супружеских пар» (1997 г.), бесплодной считают супружескую пару, в которой беременность у женщины не наступает в течение года регулярной активной половой жизни без использования средств и методов контрацепции. В мире 20–25% из всех супружеских пар не могут зачать ребенка без помощи специалистов. В некоторых, особенно густонаселенных районах с развитым промышленным производством эта цифра может достигать 30%.
– Чаще встречается женский или мужской фактор бесплодия? Каковы основные причины бесплодия у женщин и мужчин?
– Если раньше, еще буквально лет 15 назад, считалось, что мужское бесплодие составляет всего 15–20% от общего числа случаев, то сейчас мы можем уверенно говорить о 50%.
Женское бесплодие чаще всего провоцируется эндокринными (гормональными) нарушениями, а также трубно-перитонеальным фактором. Еще к причинам женского бесплодия можно отнести последствия инфекционных и воспалительных заболеваний органов малого таза, анатомические особенности строения половых органов, эндометриоз и иммунологические проблемы. Наиболее распространенными факторами мужского бесплодия являются снижение подвижности и количества сперматозоидов (в том числе полное их отсутствие) в эякуляте, воспалительные и инфекционные заболевания мочеполовой системы (простатиты, уретриты), непроходимость семявыносящих канальцев, варикоцеле, гормональные нарушения, психосексуальные расстройства, снижение потенции. Реже всего бесплодие наступает по идиопатическим причинам, так называемое бесплодие неясного генеза. Этот диагноз ставится, когда при всестороннем обследовании обоих партнеров не выявлено никаких причин для бесплодия. Оба партнера по заключению здоровы, но беременность тем не менее не наступает.
Нобелевской премии «за технологию искусственного оплодотворения in vitro»
в 2010 году был удостоен сэр Роберт Эдвардс.
– Если диагноз «бесплодие» установлен и нет способов решить проблему консервативно или хирургически, чем можно помочь супругам, мечтающим о ребенке?
– В случаях, когда бесплодие неизлечимо, мы стараемся его преодолеть, используя вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ). Так обобщенно называют медицинские технологии, методы лечения и процедуры, направленные на достижение беременности пациенткой, при которых отдельные или все этапы зачатия осуществляются вне организма будущей матери. К ним относятся: экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и перенос эмбрионов в полость матки, ИКСИ – инъекция сперматозоида в цитоплазму ооцита, донорство спермы, донация яйцеклетки, суррогатное материнство, предимплантационная диагностика наследственных болезней, искусственная инсеминация спермой мужа (донора).
– Появилось ли что-то новое в области вспомогательных репродуктивных технологий?
– Эта область медицинских технологий развивается очень стремительно. Первоначальная методика ЭКО дополнилась новыми, более безопасными и эффективными методами изъятия, консервации, оплодотворения яйцеклеток и имплантации эмбрионов. Если раньше техника ЭКО позволяла решить проблему бесплодия только у женщин, то сейчас мы успешно преодолеваем и мужской его фактор: всего одного полноценного сперматозоида достаточно для искусственного оплодотворения методом интрацитоплазматической инъекции (ИКСИ). Женщины теперь могут, при необходимости, выбрать оптимальное время для беременности, так как замороженные яйцеклетки могут безопасно храниться на протяжении десятков лет.
Благодаря криоконсервации получили надежду на счастливое материнство пациентки, перенесшие онкологические заболевания. Постоянно совершенствуются методики генетического исследования эмбрионов. Первоначально они позволяли исключить аномалии, связанные с изменением набора хромосом. Сейчас у генетиков есть возможность обследовать эмбрион на наличие отдельных нежелательных генов, чтобы гарантировать рождение здорового ребенка семьям, в которых из поколения в поколение передавались наследственные заболевания: гемофилия, некоторые виды рака, муковисцидоз и т. д.
– Существует ли разница в вынашивании естественной беременности и наступившей в результате ВРТ?
– Физиологически разницы нет никакой. Просто к таким «особенным родителям» мы, возможно, относимся чуть более бережно, стараясь предугадать все возможные проблемы, чтобы обеспечить рождение здорового, полноценного малыша.
Термин «ребенок из пробирки» – не более чем фигура речи,
чисто технически он некорректен – искусственное оплодотворение
производится не в пробирке, а в чашке Петри.
– До сих пор еще иногда встречается предубеждение против «детей из пробирки». Некоторые религиозные конфессии считают процедуры ВРТ большим грехом. Как вы относитесь к этому?
– Лично мое отношение очень хорошо отражает четверостишье Игоря Губермана: «Лучше нет на свете дела, чем плодить живую плоть. Наше дело – сделать тело, а душой снабдит Господь». Я считаю, что, если Господь даст душу эмбриону, которого мы перенесем, значит, будет беременность. Если нет, к сожалению, беременности не будет.
– Какие заблуждения о бесплодии встречаются чаще всего и чем они опасны?
– Пожалуй, наиболее распространено заблуждение о том, что бесплодие неизлечимо. Но, хотя до 100%-ного решения проблемы еще далеко, сегодня мы в состоянии помочь очень многим супругам. В некоторых случаях можно ограничиться консервативным лечением: например, проблемы с эндокринной системой могут быть решены с помощью гормональной терапии.
В случаях, когда бесплодие вылечить невозможно, на помощь приходят ВРТ, которые позволяют его преодолеть. А главная опасность такого заблуждения – потеря драгоценного времени. По данным нашей клиники, число случаев наступления беременности у женщин в возрасте старше 43 лет составляет всего 10–12%.
– Осталось ли для врача-репродуктолога хоть какая-то тайна в «таинстве зачатия»?
– Тайн, наверное, нет. Но каждый раз есть ощущение чуда. С точки зрения технологий процедур ВРТ, для нас нет ничего таинственного – мы очень хорошо знаем, что и с какой целью делаем на каждом этапе. Но за 15 лет работы в репродукции я так и не привыкла к главному, поистине чудесному, превращению – мы переносим в матку шести- или восьмиклеточный эмбрион, или бластоцисту, и из этих нескольких клеточек получается потом человек. И это каждый раз, как чудо, к которому невозможно привыкнуть, мне кажется.
Первый «ребенок из пробирки», появившийся на свет 25 июля 1978 года
в результате процедуры ЭКО, – британка Луиза Браун.
Мнение специалиста