О чем нас предупреждают сновидения. Новое исследование

Почему мы видим сны, и что при этом происходит в нашем мозге, никто не знает наверняка. В научном мире существует несколько теорий о природе возникновения сновидений, но ни одна из них не имеет никаких убедительных доказательств. Так во что же верить?

В принципе, все научные теории сводятся к трем основным. Первая: сны – это подавленные в детстве страхи и эмоции; вторая: ночные видения – это сортировка мозгом всех событий, произошедших в течение дня. И третья (самая современная): сны – это случайные мозговые импульсы, совершенно не зависящие от внешних факторов и раздражителей.

История науки о снах

Одним из первых, кто выдвинул научную теорию сновидений, был Зигмунд Фрейд. В трактате «Толкование сновидений» он говорил: сны – это скрытые и подавленные желания (чаще сексуального характера). Мозг выполняет функцию цензора и не дает возможности выплеснуться желаниям, которые сам человек считает безнравственными. Но в период сна действие цензуры ослабевает, и крамольные (то есть вытесненные в сферу бессознательного) влечения проникают в сознание, изменив свой облик. Вот эти замаскированные, зашифрованные бессознательные образы, явившиеся сознанию в виде символов и метафор, и есть, по мнению Фрейда, нашими сновидениями. Отсюда следовала главная задача – разгадать замаскированные желания, метафорично выраженные в сновидениях.

Ученик Зигмунда Фрейда, основатель аналитической психологии Карл Юнг пошел дальше в своих выводах. Он не согласился с Фрейдом в том, что сновидения – это шифр, кодирующий запретные импульсы полового влечения, а заявил, что роль сновидений – снимать эмоциональное напряжение, которое возникает у человека в реальной жизни, развивать психические функции и расширять спектр возможностей сознания и осознания. В центре учения Юнга стоит идея об архетипах – моделях, которые управляют бессознательным. Источником сновидений, по мнению Юнга, стоит считать жизненный опыт человека и «сигналы коллективного порядка»: опыт, накопленный поколениями предков и современников, живущих в той же среде. Толковать эти образы можно, зная значения, которые их породили.

!

Картина французского художника Анри Руссо «Сон» прекрасно иллюстрирует процесс сновидений, где реальность и вымысел смешиваются в причудливых формах.

 

 

Мусор на входе – мусор на выходе

В 1973 году гарвардские психиатры Аллан Хобсон и Роберт Маккарли провели исследования и пришли к выводу, что сны – это череда электрических импульсов внутри мозга. Миллиарды нервных клеток и нейронов передают друг другу электрические импульсы, которые и трансформируются в случайные образы во время сна.

Их гипотеза, которую они назвали «активация и синтез», сводится к тому, что во время сна мозг «осмысливает» и обрабатывает все то, что переживал и «видел» в течение дня. Согласно Хобсону и Маккарли, изображения – это «побочный эффект» мозговой деятельности. «Сны всего лишь бессмысленный, случайный аккомпанемент автономной электрической активности спящей центральной нервной системы», – заявили ученые в научной работе, опубликованной в 1978 году в «Американском журнале психиатрии». Теория об «активации и синтезе» полностью отрицает то, что сновидения представляют собой какую-либо ценность или, по крайней мере, имеют хоть минимальное значение. Применяя компьютерную терминологию, ученые называют зрительные образы «мусор на входе – мусор на выходе». «Сны похожи на кляксу Роршаха. Это двусмысленные явления, которые терапевт может интерпретировать любым способом. Дело не в значении снов, а в интерпретаторе», – сказал Хобсон в одном из интервью.

Подобная трактовка сновидений вызвала огромную критику, ведь научный мир сходился во мнении о неразрывной связи состояний сна и бодрствования посредством мысли. К тому же, если теория Хобсона и Маккарли верна, то сны должны были бы хаотично сменять друг друга каждую минуту, а всем известно, что иногда сновидения имеют связный сюжет, «сконструированный» очень изящно. Это подтверждает тот факт, что в генерации снов участвуют более сложные механизмы, нежели только электрические импульсы.

Тем не менее, недавно теория Хобсона и Маккарли получила новое подтверждение. Исследователи из Университета Карнеги-Меллона установили, что 80% всех снов – набор совершенно случайных событий, мест и ситуаций, не имеющих к спящему никакого отношения. Но люди склонны расценивать сны как добрый или дурной знак на ближайшие дни. Ученые утверждают, что связь между сновидением и событиями ближайших дней возникает лишь в представлении самого человека, а никак не в реальной жизни.

Сновидения как упражнения для мозга?

В статье, опубликованной в журнале Nature Reviews Neuroscience, Аллан Хобсон писал, что причина, по которой люди забывают большинство снов, кроется в том, что сновидение – лишь разминка для мозга. Как телу нужны физические нагрузки, так мозгу необходимы сновидения, чтобы оставаться в форме. Сюжет сна не играет роли, главное – идет процесс зарядки для мозга.

Однако однозначного ответа нет. В научном мире идут споры относительно природы и роли сновидений. Ученым еще предстоит объяснить, какую роль играют сны в нашей жизни. А пока можно свято верить во все добрые, светлые и сладкие сны, видя в них радостное предзнаменование, и не обращать никакого внимания на любой ночной кошмар – ведь это всего лишь случайные электрические импульсы клеток головного мозга.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВРЕМЯ СНА

Чтобы понять, что происходит в нашем мозге ночью, нужно разложить процесс сна на 5 этапов, которые сменяют друг друга и повторяются несколько раз за весь ­период отдыха.

1 Первый этап – это еще не сон, а лишь дремота. Мы только закрыли глаза и легко можем вернуться в состояние бодрствования.

2 Вторая фаза – это глубокий сон, который характеризуется особыми мозговыми волнами, длительностью в несколько секунд. Чем больше этих фаз было в течение сна, тем бодрее и лучше чувствует себя человек утром. 

3-4 Третий и четвертый этапы – это фазы глубокого сна. Если разбудить человека в такой период, то он будет очень рассеян и дезориентирован.

5 Чем глубже мы засыпаем, тем медленнее становится наша мозговая деятельность. На пятом этапе, который наступает примерно через 90 минут после засыпания, начинается быстрое движение глаз (REM – rapid eye movement – «быстрые движения глаз», англ.). Именно в этот период мы видим сны. Кроме того, на этом этапе организм вырабатывает гормоны, практически парализующие тело. Ученые считают, что это защита организма от того, что мы начнем повторять движения, производимые во сне. Зато наш сердечный ритм растет, кровяное давление увеличивается, мозговая деятельность усиливается до уровня в период бодрствования.

До недавнего времени специалисты неразрывно связывали сновидения и фазу REM. Но оказалось, что это два независимых процесса, контролируемых разными системами мозга. Подобный вывод был сделан после исследования мозговых волн 73-летней пациентки, у которой в результате инсульта был поврежден участок мозга, «генерирующий» сновидения. Ученые обнаружили, что при этом все фазы сна, включая REM, у женщины протекали совершенно нормально, однако ­сновидения не возникали.

 

Подробнее

Мнение специалиста

Подпишитесь на еженедельную рассылку наших новостей

Читают также

Случайная статья

РЗ №16|Устами младенца
В электронном мозге андроида-малыша iCub «зашита» простая программа, имитирующая процесс усвоения ребенком первых слов. До тех пор пока младенец не научится выводить их значение через объяснение уже и ...
[ читать далее ]
Load next