По ту сторону СДВГа: что мы знаем о синдроме дефицита внимания у детей. Мнение эксперта

О синдроме дефицита внимания и гиперактивности десятилетие назад не было известно практически ничего, и проблема заключалась в полном отсутствии диагностики данного психического расстройства. Дети с нарушенной концентрацией внимания считались неуправляемыми и невоспитанными. Сегодня ситуация в корне изменилась: подвижному, любознательному, неусидчивому (или разбалованному) малышу ставится диагноз СДВГ. Как не ошибиться с выводом?

Медицина, подобно криминалистике, должна опираться только на факты. Врачи обязаны тщательно проверять и оценивать симптомы, признаки, поведение и обстоятельства, прежде чем поставить диагноз, который, в большинстве случаев, изменит жизнь пациента (к лучшему или к худшему). Поэтому нужно исключить все возможные варианты перед постановкой единственно верного диагноза. Особенно важно не допустить ошибку в ситуации с детьми, дальнейшая жизнь которых зависит от правильности врачебного вердикта!

Найти и обезвредить

Что же происходит в случае с СДВГ? В это сложно поверить, но диагноз до сих пор ставится на основе контрольного списка поведенческих признаков, составленного одним-единственным специалистом. 

«Диагностика имеет первостепенное значение. Мы ведь не лечим диабет так же, как рак поджелудочной железы, хотя исходные симптомы очень похожи. Больному назначается комплекс анализов и исследований, обследование проводят врачи разной квалификации. И лишь потом выносится вердикт. И только с диагностикой СДВГ ситуация не изменилась с 1903 года, когда наука признала его психическим заболеванием. Как же можно в эпоху современной медицины делать заключения по той же схеме, что и в начале прошлого века? И как можно основываться на выводах одного специалиста, который в момент осмотра может быть в плохом настроении, придерживаться собственного взгляда на проблему или просто спешить?! Диагноз СДВГ должен быть подтвержден как минимум пятью специалистами: врачом-психологом, психиатром, поведенческим психологом, педиатром, неврологом или невропатологом».

Так пишет в своей книге «По ту сторону СДВГ» (Beyond ADHD) Джефф Эммерсон. Писатель и общественный деятель Эммерсон – один из тех, кому диагноз СДВГ был поставлен ошибочно. Долгие годы он принимал лекарственные препараты, пока нейробиолог Тимоти Роер полностью не опроверг диагноз. С тех пор Эммерсон занимается проблемой диагностики СДВГ.

СДВиГ по фазе

«СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности (англ. attention deficit hyperactivity disorder, ADHD) – неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность». Такое определение дает Википедия.

Проявляется гиперактивность в чрезмерной и бессмысленной двигательной активности, в многочисленных неосознанных механических движениях, бессвязной и сбивчивой речи, тревожном и недостаточном сне и нарушении праксиса (способности координировать и контролировать свои действия).

Нарушение внимания выражается в том, что ребенку трудно концентрироваться на одном и том же. Он не может отличить главное от второстепенного. Хватается делать все и сразу. Такие дети забывчивы, не умеют слушать и сосредотачиваться. Их действия опережают мысль.

Дети с СДВГ не могут контролировать и регулировать свои действия, подчиняться (пусть и без желания) правилам, совершенно не способны ждать. Им присуща постоянная смена настроения: переход от смеха к плачу и наоборот может занимать считанные секунды.

!

Гиперактивный или разбалованный? Однозначный ответ должны давать специалисты разных профилей, а никак не один недовольный педагог!

 

 

Такой же, как все

У разных детей СДВГ проявляется по-разному. Одни склонны только к импульсивности и гиперактивности, а другие страдают именно от дефицита внимания. В зависимости от выраженности симптомов, СДВГ разделяют на три основных типа:

1. С выраженным дефицитом внимания.

2. С преобладанием гиперактивности и импульсивности.

3. Смешанный.

Но у одного и того же ребенка каждая из вышеперечисленных характеристик может быть выражена в различное время и в различной степени. А могут проявляться и сразу несколько симптомов.

Важно понимать, что СДВГ – это пограничное состояние психики. То есть при благоприятных обстоятельствах ребенок не выходит за пределы поведенческих норм. Однако малейшие проблемы могут вывести психику из равновесия. Любая деятельность, требующая от ребенка концентрации и внимания, может запустить СДВГ. 

Но диагноз СДВГ ни в коем случае не говорит об отставании в интеллектуальном развитии ребенка: при СДВГ страдает произвольное внимание, а не умственная деятельность!

Семейный психолог, лайф-коуч Борисенко Елена Анатольевна

Система направлена против ребенка. Родители находятся под постоянным давлением педагога, которому нужно «втиснуть» школьника в учебный процесс; учитель находится под давлением школы, которая стремится соответствовать конкретным образовательным целям; школы находятся под давлением всей образовательной системы, которая требует высоких экзаменационных результатов… На длительную поведенческую терапию просто нет времени. А лекарства способны в кратчайшие сроки помочь сосредоточиться. Никому нет дела до индивидуальных черт и особенностей ребенка. Повесили ярлык «СДВГ», дали таблетку – и все, вопрос решен! Безусловно, есть дети, для которых медикаментозная терапия – это единственно возможный путь вести нормальную социальную жизнь. Тем, кто действительно болен, нужно прописывать препараты. Но таких единицы! В большинстве случаев речь идет о психологических, а не психических, проблемах детей, возникших в школе или дома. И справляться с ними нужно никак не с помощью таблеток!

Дети с СДВГ не живут в иной, по сравнению с другими людьми, реальности (этим СДВГ отличается от аутизма). СДВГ-больные испытывают сложности при исполнении четкой и понятой задачи, не могут планировать, доводить начатое дело до конца. Но дети с СДВГ воспринимают мир так же, как и все остальные, однако они по-другому реагируют на него.

Лечить или воспитывать?

Проблемы начинаются в тот момент, когда ребенок попадает в структуру: садик, школа… Все идет по кругу: жалобы педагогов – родительская обеспокоенность – визит к специалисту – диагностирование СДВГ – назначение медикаментозных препаратов. А между тем, лекарственные препараты формируют новые химические реакции в головном мозге и блокируют естественные импульсы. Вместо того чтобы учить мозг правильно фокусироваться, отвлекаться и сосредотачиваться, лекарство лишь изменяет скорость внутренних процессов и перепрограммирует его. «Это все равно, что при головной боли выпить таблетку и забыть на время о проблеме, или пойти другим путем – заняться своим здоровьем (больше гулять, следить за сном и питанием) и избавиться от мигреней навсегда, – сравнивает методы лечения нейробиолог Тимоти Роер. – Особенно опасно, когда препараты назначаются детям и подросткам, ведь их мозг находится в самой активной фазе развития!»

На сегодняшний день не существует единого мнения о том, в каком возрасте можно говорить о наличии у ребенка СДВГ. Но согласно DSM–5  (англ. Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, fifth edition – Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам 5-го издания), СДВГ можно диагностировать не ранее 12 лет. Хотя исследователи утверждают, что признаки СДВГ наиболее ярко проявляются в 5–12 лет и в период полового созревания (примерно с 14 лет).

При этом, очень важно изменить подход к диагностированию СДВГ: вердикт должен выноситься не одним врачом, а командой экспертов разной специализации, и быть исключением из правил, а никак не наоборот! А приоритетное лечение – поведенческая терапия, упражнения по тренировке мозга, занятия, направленные на развитие творческих и физических способностей, но никак не лекарства.

 

Подробнее

Мнение специалиста

Подпишитесь на еженедельную рассылку наших новостей

Читают также

Случайная статья

Почему доверять незнакомым людям полезно для здоровья – исследование
Люди, которые склонны больше доверять окружающим, включая незнакомцев, живут дольше тех, кто привык закрываться от внешнего мира. О целебном эффекте доверия говорит недавнее исследование ученых из Сто ...
[ читать далее ]
Load next